Генрик Сенкевич

Генрик Сенкевич – один из самых узнаваемых польских писателей. Его книги входят в золотой фонд мировой литературы. Мастерский, оригинальный стиль с первых строк захватывает и не отпускает читателей. Живые образы персонажей книг помогают прочувствовать и описываемую эпоху, и поступки героев книг. Писатель получил Нобелевскую премию за литературные заслуги, а его имя навсегда вписано золотыми буквами в сердца благодарных поляков.

Детство и юношеские годы

Родился в деревне Воля-Окшейска 5 мая 1846 недалеко от города Люблин в небогатой, но знатной семье. Его отец вел свою родословную от литовских татар. Это был древний служилый род. Интерес к корням присутствует в произведениях писателя, который ярко рисует напряжение между поляками, османами, казачьим войском и татарами.

Проведя детство в деревне, Генрик Сенкевич впитал особенности архаичного быта, диалект и народные сказания. В обширной семейной библиотеке прочитал все исторические произведения. В 1858 он переводится в варшавский лицей, его успехи ограничивались литературой и польским языком. В старших классах ввиду тяжелого материального положения он начинает работать гувернером.

Родители мечтали видеть сына медиком, поэтому настояли на поступление в Варшавский университет, но медицина не поддавалась ему. Спустя некоторое время он переводится на историко-филологический факультет, который был ему по душе.

Первые литературные эксперименты

Сенкевич, будучи студентом, написал в 1869 рецензию на театральную постановку и небольшое эссе о Миколе Шажинском. Не окончив университет из-за нехватки денег, он начинает писать заметки для периодических журналов. В 1873 его взяли в постоянный штат в “Газете Польской”, через год в редакцию еженедельной газеты “Нива”.

Первая повесть под названием “Напрасно” вышла в 1872. В следующие годы он публикует цикл рассказов из “Малой трилогии”. После публикации повестей “Ганя” и “Селим Мирза” писательское дарование было замечено широкой публикой, и он был признан польской интеллигенцией.

С 1876 года в течение двух лет Сенкевич с друзьями отправляется в творческое путешествие по Соединенным Штатам. Его путевые заметки и рассказы, вдохновленные новым континентом, пользовались огромной популярностью в Польше. Его “Письма из путешествия” и “Эскизы углем” получили высокую оценку литераторов.

Его обратный туристический маршрут пролегал через Британию и Францию, во время путешествия домой он пишет произведение под названием “Янко-музыкант”. Сенкевич очень любил путешествовать по Европе, и даже сделал предложение своей супруге Марии в Венеции. От этого брака родились сын и дочь. Но семейное счастье было скорым, и в 1885 его супруга умерла от туберкулеза, который в то время плохо поддавался лечению.

Творческий расцвет

После смерти жены писатель плотнее приступает к своей основной деятельности – написанию романов и новелл. Параллельно работая в нескольких польских журналах, он печатает повесть “Огнем и мечом” о времени Речи Посполитой. Этот роман положил начало исторической трилогии.

В 1894 свет увидел его исторический роман о времени поздней римской империи “Камо грядеши”. Произведение и по сей день остается очень востребованным и переведено на многие языки. Именно роман “Куда идешь” принес Сенкевичу мировую славу.

Последнее пятилетие XIX века ознаменовалось работой над “Крестоносцами”, произведение освящало борьбу с Тевтонским орденом. За выдающиеся заслуги в литературе и вклад в развитии польского языка Сенкевич получил имение Обленгорек. Сегодня здесь много туристов, желающих посетить его музей.

Его заслуги были награждены Нобелевской премией по литературе в 1904. После начала Первой мировой войны Сенкевич переезжает в Швейцарию, где основывает благотворительный фонд для помощи пострадавшим жертвам. В 1916 выдающийся писатель Генрик Сенкевич скончался. Ныне он покоится в Соборе Иоанна Крестителя в Варшаве.

Сложное политическое время политической неопределенности вызывало у общества желание разобраться в истоках происхождения. Генрик Сенкевич сумел мастерски рисовать в воображении читателя облики прошлого, такого далекого, но близкого похожими этическими проблемами.